Чем смазывают опалубку перед заливкой бетона?

Составы-гидрофобизаторы

Подобные растворы изготавливаются в заводских условиях из минеральных масел с добавлением поверхностно-активных веществ, повышающих коэффициент омыления. В результате на оснастке образуется защитный слой, предотвращающий её смачивание бетонным раствором.

Эффективность гидрофобизаторов достаточно высока, так же как и их стоимость. Среди их недостатков можно указать использование в качестве основы при их производстве минеральных масел. И если недобросовестный производитель допустит их переизбыток в конечном продукте, высок риск загрязнения бетонной поверхности маслянистыми пятнами.


Растворы, создаваемые на основе органических углеводов. Они имеют свойство замедлять схватывание бетона, в результате чего, в местах его соприкосновения с опалубкой он остаётся пластичным и податливым, в то время как его толща уже набрала достаточную прочность. Это облегчает снятие оснастки и её очищение от налипших частиц раствора.

Смазка опалубки перед бетонированием

Страница 1 из 212>
Дмитрий063
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Дмитрий063
Дмитрий063
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Дмитрий063

гадание на конечно-элементной гуще

Разработка ППР, ППРк

Посмотри сайт http://www.peri.ru/
Фанера и бетоноотделяющие жидкости. (или поищи аналоги)

По опалубки в целом.
Цена приемлема в сравнении качества, оборачиваемости и ремонта опалубки в процессе эксплуатации (пробовали работать с двумя другими аналогами, сейчас Peri и не жалеем)

Engineering RUS
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от Engineering RUS

Есть четкое требование СП 70.13330.2012 (Несущие и ограждающие конструкции):

п. 5.17.6
Поверхность опалубки, соприкасающаяся с бетоном должна быть перед укладкой бетонной смеси покрыта смазкой. Смазку следует наносить тонким слоем на тщательно очищенную поверхность. Поверхность опалубки после нанесения на нее смазки должна быть защищена от загрязнения, дождя и солнечных лучей. Не допускается попадания смазки на арматуру и закладные детали. Допускается для смазки деревянной опалубки использовать эмульсол в чистом виде или с добавкой известковой воды. Для металлической и фанерной опалубки допускается применять эмульсолы с добавлением уэйтспирита или поверхностно-активных веществ, а также другие составы смазок, не влияющие отрицательно на свойства бетона и внешний вид конструкций и уменьшающие сцепление опалубки с бетоном. Смазку из отработанных машинных масел случайного состава применять не допускается.

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

Самому интересно стало как же быть.
Варианты:

1)
Собираем чистую опалубку
Наносим смазку
Устанавливается первый слой арматуры с фиксаторами на смазку, по смазке ходят сапогами рабочие
Потом рабочие переходят на арматуру и грязными смазанными сапогами ходят по арматуре
арматура в смазке, и чистка щётками не поможет
****Так можно сделать, если проследить за рабочими и устроить чистку обуви от смазки, но не в России.
2)
п.1 -//- но рабочие меняют обувь при переходе с опалубки на арматуру (на валенки скажем). -> арматура чистая
3)
Собираем чистую опалубку
Наносим смазку
На смазку укладываем бумажные/выбрасываемые полосы, по которым будут ходить рабочие
Устанавливается первый слой арматуры с фиксаторами на смазку, по бумаге ходят сапогами рабочие
Потом рабочие переходят на арматуру и чистыми (относительно) сапогами ходят по арматуре
Полосы убираются (и может быть повторно используются)
арматура относительно чистая, но нужны деньги на полосы и сами полосы.
3)
Собираем чистую опалубку
Устанавливается первый слой арматуры с фиксаторами
Сквозь ячейки смазывается опалубка смазкой (валиками, кисточками)
По любому рабочие этими валиками запачкают арматуру смазкой и смажут не 100% поверхности
****Так можно сделать, если проследить за рабочими и при большой ячейке

Если правильно понимаю в реальности всегда используется технология 1, иногда 2, никогда 3, может быть изредка 4.
То есть всегда арматура грязная в смазке.

А вот какая технология оптимальна ?
Как думаете ?
Может быть вы знаете ещё технологии ?

Предлагаю разработать в теме оптимальную технологию и я её стырю в свою тему.

Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР

1)
Собираем чистую опалубку
Наносим смазку
Устанавливается первый слой арматуры с фиксаторами на смазку, по смазке ходят сапогами рабочие
Потом рабочие переходят на арматуру и грязными смазанными сапогами ходят по арматуре
арматура в смазке, и чистка щётками не поможет
****Так можно сделать, если проследить за рабочими и устроить чистку обуви от смазки, но не в России.
2)
п.1 -//- но рабочие меняют обувь при переходе с опалубки на арматуру (на валенки скажем). -> арматура чистая
3)
Собираем чистую опалубку
Наносим смазку
На смазку укладываем бумажные/выбрасываемые полосы, по которым будут ходить рабочие
Устанавливается первый слой арматуры с фиксаторами на смазку, по бумаге ходят сапогами рабочие
Потом рабочие переходят на арматуру и чистыми (относительно) сапогами ходят по арматуре
Полосы убираются (и может быть повторно используются)
арматура относительно чистая, но нужны деньги на полосы и сами полосы.
3)
Собираем чистую опалубку
Устанавливается первый слой арматуры с фиксаторами
Сквозь ячейки смазывается опалубка смазкой (валиками, кисточками)
По любому рабочие этими валиками запачкают арматуру смазкой и смажут не 100% поверхности
****Так можно сделать, если проследить за рабочими и при большой ячейке

На основе органических углеводородов – замедляющие

Органические углеводы — основа средств. Нанесенный слой сдерживает скорость схватывания строительного раствора. Поэтому контактирующий с опалубкой раствор еще обладает пластичностью, податливостью, остальной его объем на всю толщину уже схватился и стал достаточно прочным. Демонтаж щитов, их очистка от налипших частиц бетона производится легко. Минус замедляющих растворов – невозможность контроля процесса отвердения поверхностного слоя бетона. Возможно появление трещин на стыке отвердевшего бетона и пластичного тонкого слоя из-за внутренних напряжений.


Со смазкой щиты целые, бетон без повреждений

Разновидности смазок

Различают смазки для демонтажа опалубки фундамента по популярным производителям:

  • Смазка опалубки Эмульсол ЭКС-А.
  • Смазка для опалубки Эмульсол ИМ.
  • АНГРОЛ.

Смазка для опалубки эмульсол особенно популярна в промышленном применении.

В зависимости от того в промышленных целях или в частных используется данное вещество принято классифицировать по объему вещества, так она может быть как 20 литров, так и бочка ЭК до 216 литров.

  • На водной основе;
  • С комбинированной основой;
  • С замедляющим застывание бетона веществом.
  • С веществом отталкивающим воду.

Требования к опалубочным смазочным составам

  • Обеспечение высокого качества и гладкости бетонируемых поверхностей, без образования пор, раковин, сколов, шелушения.
  • Смазка для форм и опалубки должна сделать лёгким отделение бетонной смеси от них.
  • Экологическая чистота материалов, без содержания в составе вредных для человека веществ и пожароопасных компонентов.
  • Недопустимо смешивание бетонных смесей со смазочными материалами, что приводит к ухудшению физико-механических характеристик соприкасающегося с опалубкой бетона.
  • Смазка для фанерной опалубки и дощатых щитов должна обеспечивать защиту древесины от гниения, а для металлических форм от коррозии металла.
  • После разопалубки на бетонной поверхности не должны оставаться масляные и жировые пятна, что усложняет ведение отделочных работ и снижает прочность бетона.
  • Обладание необходимой вязкостью и способностью не растекаться при повышенной температуре наружного воздуха. Согласно строительным нормам состав должен в течение суток не стекать и не испаряться с нагретых до 30 градусов гладких вертикальных металлических поверхностей или ламинированной фанеры.
  • Для успешного противостояния шелочной среде при контакте с цементными растворами с образованием тонкой мыльной плёнки,не дающей прилипать бетонным частицам к опалубочным поверхостям коэффииент омыления должен быть ≥ 7.
  • Простота нанесения и экономичный расход.
  • понижение температуры увеличивает потребность смазочного вещества;
  • для форм из дерева и фанеры расход на 1 м2 больше чем из пластмасс и металла;
  • от плотности растворов, более жидкими укрывается большая поверхность;
  • способа нанесения, самое экономичное – распыление пистолетом.
Читайте также:  Электрокотел Эван - отзывы, особенности

Эмульсол и эмульсол Экс – А

В основе минеральные масла. Экономичен и легкий в работе, используется на заводах ЖБИ. Преимущество этих смазочных составов – морозостойкость и возможность нанесения при температурах даже минус 30-35⁰С для частной стройки вряд ли актуально, поскольку бетонные работы нечасто ведутся на морозе.

Водный состав, долго и безопасно хранится, совершенно негорючий, не боится влаги. Дополнительный плюс – защищает стальную опалубку от коррозии. По стоимости – недешевый.

Комбинированные

Наиболее эффективным решением являются комбинированные смеси, они сочетают в себе свойства гидрофобизаторов и составов, замедляющих схватывание. Кроме того, в состав смесей включены специальные пластификаторы, повышающие качество бетона, путем уменьшения размеров пор на поверхности.

Наиболее эффективным решением являются комбинированные смеси, они сочетают в себе свойства гидрофобизаторов и составов, замедляющих схватывание. Кроме того, в состав смесей включены специальные пластификаторы, повышающие качество бетона, путем уменьшения размеров пор на поверхности.

Применение высокоэффективных смазочных материалов для опалубки при монолитном бетонировании

Качество бетона при монолитном бетонировании зависит от многих факторов. Среди них можно назвать следующие:
– качество применяемых вяжущих веществ и заполнителей;
– оптимальный подбор состава бетона;
– режимы уплотнения бетонной смеси;
– условия твердения бетона его распалубки;
– качество щитов опалубки.

В значительной степени качество бетонной поверхности зависит от вида применяемых смазочных материалов для щитов опалубки. Анализ смазочных материалов для металлических форм и различного вида опалубки, используемых в настоящее время строительными организациями Москвы в монолитном бетонировании, позволил выбрать такой вид смазки, который обеспечивает высокое качество бетонной поверхности, отвечает современным экологическим требованиям, увеличивает срок службы опалубки.

В настоящее время применяется большое количество всевозможных видов смазочных материалов. Широкое применение за последние годы нашли смазки на основе эмульсола ЭКС-А (г. Казань), ЭКС-М (г. Кстово, ООО “Н. Петрос”) и эмульсол “Петрамин” (г. Кстово, ООО “Н. Петрос”). На их основе приготавливаются эмульсионные смазки в соотношении 30-50% эмульсола и 70-50% насыщенного известкового раствора.

Однако практикой доказано, что эмульсионные смазки при обильном нанесении их на поверхность опалубки оставляют на бетоне темные пятна. Особенно это относится к эмульсолу ЭКС-А. Многолетний опыт его применения на московских заводах ЖБИ показал, что на изделиях постоянно появляются черные пятна, которые с трудом удаляются с бетонной поверхности. Разработан даже перечень веществ для удаления этих пятен. После окончания отделочных работ в доме пятна проступают сквозь обои и краску, что приводит к дополнительным трудозатратам на повторные отделочные работы.

Облагородить эмульсионные смазки и исключить появление любых пятен на бетонной поверхности возможно при замене части эмульсола “Петрамин” на техническое рапсовое масло, что подтверждено опытом работы Ростокинского завода ЖБК ДСК-1 (разработчик состава и технологии приготовления смазки – В. Ф. Афанасьева).

Получить гладкую бетонную поверхность можно также, смешивая рапсовое масло с соляровым маслом в соотношении 1:1. Этот вид смазки применяется на заводе ЖБИ № 17, Краснопресненском заводе ЖБК ДСК-1, на фирме “БРААС-ДСК-1” при производстве цементно-песчаной черепицы.

Следует заметить, что перечисленные смазки требуют специального помещения и оборудования для приготовления рабочего состава. Для построечных условий при монолитном возведении объекта это неприемлемо.

В ряде организаций для опалубки при монолитном бетонировании применяется эмульсия “Айсберг-М” (ТУ 2241-008-58708962-03). Смазка представляет собой эмульсию масла с водой с соответствующими добавками: “Айсберг-10” и “Айсберг-20” – для применения в летнее время; “Айсберг-30” – зимний вариант, не замерзающий раствор до -12 0С. При длительном хранении эмульсию необходимо перемешивать или барботировать. Однако в зимний период наиболее приемлемой должна быть смазка, не замерзающая до -25 0С.

Поэтому смазка “Айсберг”, рассчитанная на применение при температуре до -12 0С, не будет востребована.

Для получения изделий с поверхностью без пор и раковин применяется также смазка ОПЛ на основе отходов производства ланолина. Смазка проста в изготовлении, длительное время не расслаивается. Широко применяется в ОАО “ДСК-1”, ОАО “ДСК-2”, ОАО “ДСК-3”, “КЖБК-2” и других организациях.

Широкое распространение получили также смазки на основе отработанных минеральных масел, обработанных в РПА. Примером может служить концентрат эмульсии “Стройформ” – совместная разработка ФГУП КТБ ЖБ и ООО “СтройтехноНИИЖБ”. Концентрат выпускается по ТУ № 77.01.03.025.т.37680.12.2 от 27.12.02 г. Однако при применении эмульсии на Ростокинском заводе ЖБК ОАО “ДСК-1” изделия имели темные пятна, загрязнения металлической поверхности форм и резкий запах.

Ряд заводов ЖБИ проводят исследования, а отдельные заводы внедряют смазки фирмы ООО “Адгезит” (Тушинский и Краснопресненский заводы ОАО “ДСК-1”, КЖБК-2, ЖБИ-16 и т. д.).

Следует отметить, что есть данные о содержании в смазках на основе отработанного масла примесей тяжелых металлов, что опасно для жизни людей. Отработанные масла могут также содержать простые углеводороды и сложные ароматические соединения (бифенолы – канцерогенные вещества). В отработанном масле могут присутствовать галогеносодержащие углеводородные соединения. Синтетические отработанные масла содержат соединения тяжелых металлов, фосфора, серы. Эти соединения опасны для здоровья человека. Наиболее известные из них – полихлортетрохлорбензилтолуол и эфиры фосфорной кислоты. Отработанные масла относятся к классу опасности А III – ядовитые горючие вещества.

Для монолитного бетонирования в построечных условиях к смазке предъявляются особые требования:
– на объекте должна находиться готовая к применению смазка;
– опалубка должна сниматься без дополнительных усилий, не нарушая структуры бетона и не разрушая саму опалубку;
– смазка не должна замерзать при -20 0С
– -25 0С;
– смазка не должна расслаиваться длительное время без перемешивания;
– поверхность бетона должна быть гладкой с минимальным количеством раковин;
– цементная пленка должна иметь прочное сцепление с бетоном.

Основным требованием к смазкам для опалубки при монолитном бетонировании на сегодня отвечают эмульсол “Петрамин 7-05” и импортные аналоги, зарекомендовавшие себя при строительстве Лефортовского тоннеля в составе Третьего транспортного кольца Москвы.
Эта смазка прошла испытания по ее применению для снятия опалубки с железобетонных изделий плиты проезжей части при строительстве Лефортовского тоннеля и рекомендована к использованию при производстве монолитных железобетонных конструкций (наряду с импортными аналогами).

Данный эмульсол производится компанией “Н. Петрос” по ТУ 0258-003-50689857-01
и предназначен для облегченного отделения бетона от различного вида опалубки (металлические формы, деревянная опалубка, ламинированная фанера, пластиковые формы и др.), а также для защиты самих металлических форм. Эмульсол приготавливается на основе смеси индустриальных масел общепромышленного назначения и растительных масел. Продукт относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.

С 25.09.03 г. по 15.10.03 г. на объекте ООО “Латгалия” ОАО “СУ-155” (по адресу: Москва, ул. Азовская, владение 24-31) прошла испытание смазка-эмульсол “Петрамин 7-05” для смазывания щитов опалубки из ламинированной фанеры.

Ранее для вышеуказанных целей применялись смазки ООО “КрамосИнженеринг” или соляровое масло. Два последних вида смазок оказали отрицательное воздействие на качество бетонной поверхности и опалубки: цементная пленка отрывалась от поверхности бетона, загрязняя через 5-6 оборотов поверхность опалубки, которую с трудом очищали скребком и лопатой; у поверхности бетона образовалась бугристая структура, требовались дополнительно штукатурные работы для последующей окраски. Щиты опалубки с трудом отходили от бетонных поверхностей и часто ломались.

Натурные испытания эмульсола “Петрамин 7-05” проводились с целью повышения качества поверхности бетона, снижения трудозатрат при очистке опалубки от затвердевшего цементного камня, увеличения оборачиваемости щитов опалубки. Эту смазку наносили на поверхность опалубки поролоновым валиком или специальным распылителем. Излишки нанесенной смазки удаляли. Надо отметить, что наносили смазку как на сильнозагрязненные поверхности (от предыдущих смазок), так и на новые поверхности опалубки. Выполнены также работы по фотофиксации влияния данной смазки и ранее применяемых смазок на качество бетонной поверхности и состояние опалубки.

Специалистами ГУП “НИИМосстрой” осуществлялось постоянное технологическое сопровождение по работе со смазкой на объекте с рекомендациями по методам смазывания поверхности опалубки. Результаты испытаний показали следующее:
1. Снятие опалубки производится легко, без дополнительных усилий, при этом поверхность опалубки остается чистой, без налипаний бетонной смеси; применение механических устройств для очистки опалубки не требуется; зможно при необходимости использовать сжатый воздух.
2. Поверхность бетона соответствует техническим требованиям: темных пятен не наблюдается, поверхность гладкая, однородного цвета, цементная пленка прочно сцепляется с бетоном, значительно уменьшилось количество раковин.
3. Бетонная поверхность не требует дополнительных штукатурных работ.
4. Бывшая в употреблении опалубка, загрязненная твердым налетом цементного камня, постепенно очищается под воздействием смазки.

Испытания позволили сделать выводы: смазка “Петрамин 7-05” повышает качество бетонной поверхности, снижает трудозатраты при подготовке к окраске, увеличивает оборачиваемость опалубки, очищает бывшую в употреблении опалубку от твердого слоя цементного камня.

Смазка внедрена на объектах фирмы ООО “Латгалия” ОАО “СУ-155” и рекомендуется к применению при монолитном возведении зданий на всех объектах во всех регионах России.

Натурные испытания эмульсола “Петрамин 7-05” проводились с целью повышения качества поверхности бетона, снижения трудозатрат при очистке опалубки от затвердевшего цементного камня, увеличения оборачиваемости щитов опалубки. Эту смазку наносили на поверхность опалубки поролоновым валиком или специальным распылителем. Излишки нанесенной смазки удаляли. Надо отметить, что наносили смазку как на сильнозагрязненные поверхности (от предыдущих смазок), так и на новые поверхности опалубки. Выполнены также работы по фотофиксации влияния данной смазки и ранее применяемых смазок на качество бетонной поверхности и состояние опалубки.

Требования к смазке

Смазка должна соответствовать следующим требованиям.

  1. Должна быть удобна в использовании. Меньший расход имеют комбинированные составы.
  2. Содержать антикоррозионные вещества (ингибиторы).
  3. Не оставлять на изделии жирные следы, что в последующем может обернуться отслаиванием отделки и ухудшением внешнего вида.
  4. При температуре в 30оС должна держаться на вертикальной и наклонной поверхности как минимум 24 часа.
  5. Состав должен соответствовать требованиям пожарной безопасности, исключая содержание летучих материалов.
  6. Отсутствие в составе веществ, угрожающих жизни и здоровью людей.

Почти в три раза дороже отечественной продукции, что обосновано высокими техническими показателями.

Чем смазать опалубку?

Смазки для опалубок используются с целью снижения величины сцепления между поддерживающими конструкциями и застывающим бетоном, их применение помогает снизить трудоемкость строительных работ, улучшить качество поверхности и продлить срок службы щитов. Материалы для нанесения представлены суспензионными, гидрофобизирующими, замедляющими схватывание и комбинированными составами. Сфера применения включает как разовую обработку самодельных, так и защиту профессиональных форм.

Описание материала, виды и характеристики

Смазка представляет собой разбавляемые или готовые к применению суспензии и эмульсии, наносимые в жидком виде на собранные щиты с помощью кисти, валика или распылителя. После застывания они образуют тонкую защитную пленку, снижающую величину сцепления с затвердевающим бетоном. В зависимости от состава и свойств выделяют следующие группы:

  • Водорастворимые суспензии на основе инертных к бетону веществ и соединений. К плюсам этой разновидности относят низкую стоимость и возможность самостоятельного изготовления, к минусам – расслаиваемость, и отставание от щитов и попадание в бетон, при необходимости виброобработки подходят далеко не все марки.
  • Составы с гидрофобизирующими свойствами, представляющие собой смеси минеральных масел и поверхностно-активных веществ. Образуют стойкую тонкую пленку и хорошо защищают опалубку, но стоят дорого и могут оставаться на поверхности бетона. Также к их недостаткам относят большой расход и пожароопасность.
  • Смазки на органических углеводах, замедляющие схватывание цементных растворов, применяются редко из-за риска растрескивания бетона.
  • Комбинированные марки (обратные эмульсии) – многокомпонентные взвеси на масляной основе. В их состав входят гидрофобизаторы, замедлители схватывания и пластификаторы, эффект от применения максимальный. Эти эмульсии самые стабильные, они не отслаиваются, не вступают в контакт с бетоном.

К учитываемым при выборе техническим и рабочим характеристикам относят:

  • Температурный диапазон нанесения и эксплуатации.
  • Расход, в среднем 1 л смазки или эмульсии для опалубки хватает на 10-20 м2, некоторые производители предлагают купить концентрированные смеси, разводимые водой или содовыми растворами. Примером служат Агат, Эмульсол Петролан, Гамбит-Грунт, они более экономные, но не подходят для многоразовой защиты.
  • Кислотное число – для эффективной нейтрализации щелочной среды бетона и снятия без усилий нужны смазки с данной характеристикой не менее 7.
  • Плотность и кинематическую вязкость, косвенно связанные с величиной расхода и способом нанесения.
  • Стабильность эмульсии: чем меньше % отслаивания, тем лучше.


Смазки для опалубок используются с целью снижения величины сцепления между поддерживающими конструкциями и застывающим бетоном, их применение помогает снизить трудоемкость строительных работ, улучшить качество поверхности и продлить срок службы щитов. Материалы для нанесения представлены суспензионными, гидрофобизирующими, замедляющими схватывание и комбинированными составами. Сфера применения включает как разовую обработку самодельных, так и защиту профессиональных форм.

На основе органических углеводородов – замедляющие

Находящиеся в таких смесях замедлители достаточно результативно выполняют свое предназначение по разделению опалубочной поверхности и бетонного раствора. Однако используют их нечасто, потому что такие смазки обладают побочным эффектом – порой затруднительно держать под контролем процесс замедления, на ход реакции оказывают влияние многочисленные условия, в число которых входит и температурный режим воздуха. От воздействия подобных реакций поверхность фундаментной конструкции может находиться под воздействием напряжения и растрескиваться.

Обратные эмульсии обладают определенными свойствами – сокращают численность и параметры пор, несколько увеличивают устойчивость бетона к воздействию влаги.

Смазка для съемной опалубки

Свежий бетонный раствор очень хорошо заполняет все углы формы и пустоты между арматурой. Не хуже он может сцепиться и с опалубкой, пытаясь превратить обычную съемную конструкцию в свою оболочку. И если на комплект щитов у строителей еще есть планы, отдирать их приходится с большим трудом. Чтобы не доводить дело до этого понадобится специальная смазка для опалубки.

Различные жиросодержащие эмульсии образуют на поверхностях тонкую пленку, уменьшающую их смачиваемость. Ведь именно эта характеристика отвечает за адгезию с бетоном. Некоторые материалы меньше подвержены сцеплению с вязким раствором. Например, текстолит или пластмасса обладают незначительной смачиваемостью, в отличие от дерева или металла. Но это не значит, что их можно совсем не обрабатывать. Просто прибегать к этому методу придется реже – через каждые 5-10 циклов заливки. А вот смазка для съемной опалубки из влагостойкой фанеры нужна будет постоянно.

Для уменьшения расхода эмульсий и масел, рекомендуется наносить их уже после сборки щитов. При этом не допускается попадание смазочного материала на арматуру или уложенный слой бетона, то есть там, где как раз адгезия с раствором нужна повыше.

Требования к разделительным составам

Смазка для опалубки обеспечивает щитам минимальную адгезию с цементным раствором и легкое отделение при демонтаже. В результате поверхность бетонной конструкции получается гладкой, а формы не нуждаются в тщательной очистке после распалубки. Но чтобы сам монолит не пострадал от такого соседства, к жирным эмульсиям предъявляются определенные требования:

1. Смазки для форм и опалубки не должны оставлять следов на бетонной поверхности в виде пятен жира. Удалить их без вреда для монолита не удастся, а некоторые изоляционные и отделочные материалы в этих местах начнут отслаиваться.

2. Химический состав эмульсий подбирается так, чтобы на контакте опалубки и бетона, прочностные характеристики монолита не изменялись.

3. Вязкость должна быть достаточно высокой, чтобы жирный слой мог удерживаться на гладкой стенке не меньше суток в условиях +30° С.

4. Число омыления не ниже 7 – только в этом случае смазка сможет нейтрализовать щелочную среду бетона и создать мыльную пленку, предотвращающую налипание раствора.

От себя любой строитель добавит, что выбранный состав должен еще и отличаться экономичностью. Средний расход смазки в некоторой степени зависит от ее консистенции, но куда важнее способ нанесения и материал опалубки. «Окрашивание» формы кистью по сравнению с распылением через пистолет увеличивает расходование примерно на 10-20% в летнее время и на 15-30% в зимнее. Для деревянных щитов эти показатели всегда немного выше, чем для стали и пластмасс.

Антиадгезионные составы принято делить на 4 основные группы. Каждая из них обладает своими характеристиками:

  • Суспензии на водной основе.

Один из самых дешевых вариантов, который вообще готовят своими руками. Для этого используются «народные» рецепты типа гипс-известь-сульфитный щелок, глина-масло, керосин-жидкое мыло. После разведения водой взвесь наносится на поверхность опалубки и, высыхая, превращается в тонкое защитное покрытие, инертное к бетону.

Но если после заливки планируется выполнять виброуплотнение, такая смазка для опалубки только повредит. Жесткий раствор будет буквально сдирать состав со стенок и перемешиваться с ним. Результат – ослабленная и загрязненная поверхность монолита.

  • Гидрофобизаторы.

Изготавливаются на основе минеральных масел и ПАВ, образующих несмачиваемую водоотталкивающую пленку. Стоимость достаточно высока, а сами они порой грешат загрязнением бетона. Тем не менее спрос на них есть.

  • Замедлители схватывания.

Не слишком востребованная группа на органических углеводах. В их присутствии схватывание бетона на контакте с опалубкой замедляется неконтролируемо, от чего могут возникнуть внутренние напряжения в монолите с последующим растрескиванием.

  • Комбинированные.

Второе название этих смазок – обратные эмульсии. Наиболее оптимальный вариант, по своим характеристикам отвечающий всем перечисленным выше требованиям. Самое интересное – в их состав тоже входят гидрофобизаторы и замедлители твердения бетона, но все негативное влияние этих компонентов нивелируется добавлением пластификаторов.

Комбинированная смазка или эмульсия для опалубки не только выполняет свою основную задачу разделения формы и раствора, но и улучшает качество бетонной поверхности. Поры монолита на контакте уменьшаются, он становится прочнее и приобретает определенную влагостойкость.


Антиадгезионные составы принято делить на 4 основные группы. Каждая из них обладает своими характеристиками:

Гидрофобизирующие смазки

изготавливают на основе минсоальных масел, эмульсола ЭКС или солей жирных кислот (другими словами, на основе мыл). При обработке палубы гидрофобизирующая смазка создает на ее формующей поверхности тонкую водоотталкивающую (гидрофобную) пленку из слоя ориентированных молекул. Гидрофобизирующие смазки распространены в монолитном строительстве, но они обладают рядом недостатков: высокая стоимость, загрязнение бетонной поверхности, пожарная опасность.

В зависимости от состава, принципа действия и эксплуатационных свойств смазки для опалубки можно разделить на четыре группы:

Специализированные

Если необходимо смазывать много форм для производства больших партий плитки, необходимо приобрести специальное средство. Они бывают разного производства, поэтому найти такие не составит проблему.

  • Кристал (Kristal) – основой такого смазывающего материала являются светлые минеральные масла. Они экологически чисты и обладают антикоррозийными свойствами. Материал используют для образцов, изготовленных из металла или дерева. Нанесение возможно как кисточкой, так и распылителем;
  • КСФ-1. Имеет форму однородной пасты. Она экономична в применении, наносится легко. С ее помощью получается ровная и гладкая поверхность. Материал экологически чистый, смывается водой. Наносится легко на пластмассовые, металлические и деревянные формы;
  • Типром 90 (концентрированная жидкость против адгезии). Основу такого раствора составляют силиконы, которые имеют свойство отталкивать воду. Чаще используется для смазывания форм (из металла или полимера) в изготовлении больших плит. Стойкий к температурам;
  • Нометал. Используется для защиты форм из металла от коррозии и трещин;
  • Эмульсол – сделан на основе минеральных веществ. Применяется для опалубок. Наносится при помощи губки или распыляется. Стоит недорого. Используется в изготовлении тротуарных плиток, так как отпадает необходимость в затирке;
  • Агат – средство экономично в применении, так как имеет небольшой расход.

Смазки производят в концентрированных растворах, которые необходимо разбавлять водой.


Если необходимо смазывать много форм для производства больших партий плитки, необходимо приобрести специальное средство. Они бывают разного производства, поэтому найти такие не составит проблему.

Требования к материалу

Очень часто для монтажа опалубки используют строганые пиломатериалы, которые используют в дальнейшем строительстве. Поэтому следует позаботиться о том, чтобы во время разборки опалубка сохранилась в лучшем виде. Для того чтобы бетон легко отделялся от конструкции, необходимо принимать соответствующие меры, которые позволят успешно использовать ее повторно.

К тому же, при получении поверхности фундамента высокого качества заметно снизятся затраты и расход материалов на отделку.

Для этого на ту часть поверхности, что должна соприкасаться с бетоном, перед началом работы наносят смазку, которая предотвратит сцепление с бетоном.

Если смазать опалубку определенным составом, увеличится ее срок службы в 2-2,5 раза, чем без него, улучшится качество конструкций, которые бетонируют, а также повысится производительность труда. Но при этом к смазочным составам для таких конструкций имеются свои требования:

  1. Смазка не должна оставлять маслянистых пятен на бетоне. Исключение – бетонирование конструкций, которые впоследствии засыпают землей, покрывают гидроизоляцией или облицовкой.
  2. Не должна уменьшать прочность бетона.
  3. Должна соответствовать пожарной безопасности.
  4. Не должна иметь в составе летучие вещества, которые вредны для здоровья.
  5. Должна держаться на вертикальных и наклонных поверхностях при температуре до 30 о С и не менее суток.
  • ингибиторы коррозии;
  • жирные кислоты + эмульгаторы;
  • высокоэффективные поверхностно-активные вещества, которые по составу напоминают мыло.
Добавить комментарий