Цинковая краска: особенности и назначение (+20 фото)

Холодное цинкование (краски)

Цинкор-Барьер используется для защиты черных металлов в различных средах (почве, воде, атмосфере).Благодаря протекторному действию срок службы грунтовки достигает 10 лет в зависимости от условий эксплуатации. Фасовка – 1,7 кг, 5 кг, 10 кг и

Состав для холодного цинкования с содержанием цинка 96%. Удобный и простой способ защитить металл от коррозии. Хит продаж! Материал всегда в наличие на нашем складе!

Цинол представляет собой суспензию высокодисперсного порошка цинка в растворе высокомолекулярного синтетического полимера, одноупаковочная. Доля цинка – 96%.

Цинкосодержащий состав (96% цинка) – надежный и проверенный помощник в защите металла от коррозии. Хит продаж! Материал всегда в наличие на нашем складе!

Антикоррозионный грунт, содержание цинка – 90%. Применяется, когда необходим высокий уровень защиты металлических конструкций от коррозии. Материал всегда в наличие на нашем складе!

Композиция для холодного цинкования металла с содержанием цинка до 85%. Подходит для работы в среде с высокой коррозионной активностью. Материал всегда в наличие на нашем складе!

Эпоксидная грунтовка применяется для защиты от коррозии металлоконструкций в атмосфере, в том числе с высокой коррозионной активностью. Материал всегда в наличие на нашем складе!

Производство Бельгия! Zinga — это состав на основе цинка, который является средством для защиты от коррозии черных металлов. Покрытие ZINGA® продается полностью готовым к использованию.

Тонкопленочное цинковое покрытие, обладающее высокими защитными свойствами и высокой адгезией к металлическим поверхностям. Материал всегда в наличии на нашем складе!

Цинол представляет собой суспензию высокодисперсного порошка цинка в растворе высокомолекулярного синтетического полимера, одноупаковочная. Доля цинка – 96%.

5 Как правильно выбрать состав?

Принимая решение о покупке композиции на основе цинка, требуется потратить время на изучение состава и уровень качества. Цветовая гамма не дает возможности выбора оттенка, так как все краски одинакового серо-матового цвета. По расходу лакокрасочного изделия значительных отличий также нет. В основном расход на один метр квадратный составляет около трехсот грамм.

Рекомендуется сделать акцент на следующих критерия:

  • ценовая политика, срок хранения и реализации товара;
  • временной отрезок полного осушения одного слоя;
  • процент содержания цинковой пудры в композиции;
  • условия обработки поверхности и ее эксплуатационный срок.

Технология “холодного” цинка пользуется популярность для покрытий металлических поверхностей. Большим преимуществом является возможность выполнения работ в домашних условиях. Следуя правилам обработки изделия и нанесения состава, работа не станет затруднительной.

Рекомендуется сделать акцент на следующих критерия:

Технология холодного цинкования

Инструкция по нанесению состава не отличается от работы с обычной краской и выглядит следующим образом:

  • В первую очередь необходимо подготовить окрашиваемую поверхность, очистив ее от старого покрытия, окалины, ржавчины или других загрязнений. Лучше всего обработать поверхность пескоструйкой, но можно воспользоваться и обычной наждачной бумагой. В итоге покрытие должно наноситься на чистый металл.
  • После этого необходимо размешать краску деревянной палочкой до получения однородной массы. При необходимости, для получения оптимальной вязкости, состав можно разбавить подходящим растворителем. Тип растворителя, как правило, указан в описании к материалу.
  • Затем краска цинк наносится на подготовленное основание тонким слоем. Как уже было сказано выше, для этих целей можно использовать любой малярный инструмент. Главное – покрытие должно ложиться равномерно, без разводов и подтеков.
  • После высыхания первого слоя, процедуру нужно повторить еще раз.

Совет!После покраски инструмент можно очистить органическими растворителями.

На фото — холодное цинкование кисточкой

В итоге, на поверхности формируется цинковое покрытие с содержанием цинка не менее 95%.


Полные технические характеристики

Действие цинковых красок

Цинконаполненные и цинкосодержащие краски не просто защищают металлы, а предотвращают коррозию. Они проникают в поверхность металла и не дают образовываться коррозии ни сверху, ни под слоем краски.

Цинкосодержащие краски имеют в составе цинк – металл, который по проведенным испытаниям корродирует в 3 раза медленнее других металлов. То есть, 1 цинковый слой поверх другого металла максимально замедлит коррозию на срок от 10 лет.

Наши цинконаполненные краски отличаются высоким содержанием цинка в составе от 94-96% и выше. К тому же цинк в сухой пленке покрытия чистотой 98-99,99. Кроме этого, в составах содержаться специальные полимеры, связующие вещества и нейтральные смолы, позволяющие цинку свободно перемещать электроны и активно действовать в борьбе с коррозией. Только такие антикоррозионные краски могут защищать металлы от коррозии так же, как при «горячем» способе цинкования. Поэтому их называют холодным цинкованием.

Протекторная защита означает, что цинк встает на защиту покрываемого им металла и жертвует ему свои электроны на борьбу с коррозией. Цинк действует активно, даже если целостность покрытия была повреждена, при царапинах и механических повреждениях слоя. Коррозия не добирается до поверхности металла пока весь слой цинка не истощиться. Поэтому такую защиту называют активной.

№1. Общие принципы холодного цинкования

Горячее цинкование позволяет защитить металл от коррозии на ближайшие 40-50 лет, причем никаких дополнительных мер принимать не потребуется. Технологически сложный и затратный процесс в быту заменило холодное цинкование, которое позволяет получить качественное защитное покрытие с минимальными усилиями, но его придется периодически обновлять.

Процесс холодного цинкования напоминает простое окрашивание металлоконструкций, только вместо обычных красок используют цинконаполненные краски (ЦНК). В их состав входит не менее 94% цинка, остальное – связующие добавки. ЦНК не стоит путать с цинкосодержащими красками: в них доля цинка ниже, а плотность состава всегда менее 2,2 кг/л.

Благодаря простоте выполнения холодное цинкование металла осуществляется не только в промышленных условиях, но и в домашних для защиты конструкций любого размера и геометрии.


Если покрыть слоем цинка стальную конструкцию, то цинк на воздухе со временем начнет окисляться. Продукт реакции – оксид цинка, который не реагирует с водой и образует прочную пленку на поверхности конструкции. Все, на этом дальнейшее прохождение реакции невозможно, так как оксид цинка и гидрокарбонат цинка (образуется в меньшем количестве) инертны по отношению к воде. Это защита по барьерному принципу. Стоит отметить, что железо также вступает в реакцию с водой с образованием оксидов, которые мы называем ржавчиной, но эти соединения не образуют сплошной плотной пленки, пропуская влагу вглубь металла и провоцируя развитие коррозии.

Цинковая краска для металла

Использование цинксодержащих красок – еще одно направление борьбы с коррозией металлоконструкций с помощью цинка – на этот раз порошкового.

История развития цинковых красок насчитывает несколько десятилетий, но особое развитие они получили в последнее время, как достаточно конкурентный способ по отношению к горячему цинкованию – холодное цинкование.

Принцип защитного действия цинксодержащих красок такой же, как и остальных цинковых покрытий – цинк на поверхности изделия служит катодной защитой для основного металла. Но эта защита может осуществиться только в том случае, когда частицы цинка контактируют между собой и с подложкой и таким образом создают непрерывный электропроводящий слой. Внешний вид покрытия виден на срезе на рис. 2.7. Если же частицы изолированы друг от друга изолирующими слоями, то такие краски не могут считаться антикоррозионными – порошок металла создает лишь цвет и определенную фактуру покрытия.

Рис. 2.7. Характер красочного покрытия на металле (увеличенная фотография среза).

Хотя защитные свойства металлического цинка были известны еще 150 лет тому назад, а свойства силикатных пленок как барьерного защитного покрытия – порядка 100 лет назад, лишь в 30-х годах прошлого столетия исследователи смешали эти два компонента – цинковый порошок и силикат натрия, и лишь в 1941 году полученная цинк-силикатная краска была применена на конкретном объекте.

Таким образом, первой цинксодержащей краской явилась взвесь цинкового порошка в жидком стекле. Первые варианты краски наносились на поверхность, после чего поверхность для старения и последующего отверждения покрытия нагревалась, лишняя вода при этом испарялась, а под воздействием влаги силикат полимеризовался с образованием трехмерной сетки. После частичной полимеризации краски поверхность обмывали водой, чтобы смыть щелочь, которая образовывалась по реакции:

Однако использование такого способа полимеризации пленки препятствовало широкому применению, поскольку способ был многостадийным и слишком длительным.

После того, как были найдены условия ускорения трехмерной полимеризации (на самом деле это процесс поликонденсации, поскольку при взаимодействии атомов между собой образуется молекула воды), оказалось, что наибольшая скорость наблюдается при соотношении SiO2 : Na2O в интервале 2,9-3,8, был предложен другой способ полимеризации силиката

– для этого, в соответствии с данными, изображенными на рис. 2.8 , где показаны зависимости скорости желирования силиката от рН раствора и содержания солей в растворе, предложено перед употреблением краски в систему добавлять кислотный раствор, содержащий, в основном, фосфорную кислоту с улучшающими совместимость компонентов краски между собой и с обрабатываемой поверхностью добавками.

В процессе затвердевания краски, вероятнее всего, происходят следующие основные реакции: металлический цинк и оксид цинка взаимодействуют с молекулами силиката, образуя силикат цинка и вытесняя щелочь из молекул силиката. Щелочь, в свою очередь, ионизирует силикат, что способствует появлению двухвалентных силикат-ионов, которые взаимодействуют между собой, образуя как зародыши трехмерной сетки, так и микроглобулы силикагеля. В результате на поверхности изделия образуется пленка, которая представляет из себя пористое гетерогенное покрытие, содержащее металлический цинк, оксид цинка, силикат цинка, коллоидный (высокополимеризованный) силикагель, фосфаты натрия и цинка. Образующаяся вода (за исключением кристаллизационной) испаряется, что делает реакцию образования пленки необратимой.

Рис. 2.8. Влияние рН на процесс гелеобразования. Кривая A-C – при отсутствии солей натрия; кривая D –F – в присутствии солей натрия.

Покрытия такого состава, в основном, используются в качестве праймеров для последнего покрытия изделий органическими красками, а также в качестве основного покрытия для внутренних поверхностей емкостей танкеров и баков для хранения топлива.

На основе силикатов калия и лития с высоким отношением SiO2 : M2O (3,9-4,1 для K2O и порядка 4,8 для Li2O) были разработаны самоотверждаемые цинк-силикатные покрытия. Для этого использовались растворы гидроксидов натрия и лития (калия) и заполимеризованный безводный силикагель в виде частиц размером от 1 до 100 нм, которые в дальнейшем служили источником кремнезема, и подвергали реакции при повышенной температуре в течение нескольких часов. Краска в этом случае была одноупаковочной, в отличие от красок предыдущего типа, которые выпускались в двухупаковочном варианте.

При окрашивании изделий такой краской желирование слоя происходит по мере высыхания краски, то есть при удалении воды, но сам процесс отверждения происходит очень медленно, не менее 24 часов, а то и более. Поэтому окрашивание такими красками можно осуществлять лишь в гарантированно сухую и теплую погоду без заметного росообразования. Многие тонны стальных конструкций приходилось перекрашивать из-за неожиданных дождей и конденсации влаги.

Тем не менее, данная краска в свое время широко применялась в качестве праймера (толщиной 50-90 мкм) или однослойного покрытия (толщиной 100-150 мкм) для тех же областей техники, что и двухупаковочные композиции. Сообщается, что сроки жизни таких покрытий составляет 15-20 лет.

Важным фактором является объемное содержания цинка в покрытии. Показано, что электрохимическая защита эффективно осуществляется при содержании цинка от 95 до 80%; при меньшем содержании последнего, когда частички цинкового порошка плохо контактируют друг с другом, электрохимическая защита ослабевает.

Таким образом, цинксодержащее покрытие после полимеризации органического (неорганического) слоя и испарения органического растворителя (разбавителя) должно содержать такое количество порошкообразного цинка, чтобы его частички надежно контактировали друг с другом. Надо также иметь в виду, что на поверхности частиц цинка ввиду высокого сродства цинка к кислороду будут образовываться поверхностные оксиды цинка.

Возможно Вас так же заинтересуют следующие статьи:

Рис. 2.7. Характер красочного покрытия на металле (увеличенная фотография среза).

Алкидные

Этот вид лакокрасочного покрытия стандартно используется в промышленности, регионах с суровым климатом. Алкидными смесями покрывают трубы и другие оцинкованные конструкции. После высыхания они образуют прочное и долговечное глянцевое покрытие.

Сфера применения алкидных смесей ограничена, поскольку иногда смеси вступают в реакцию со слоем цинка, разрушая его.

  • хорошее сцепление с металлом;
  • высокая степень защиты от коррозии;
  • возможность формировать прочное, долговечное и износостойкое покрытие;
  • у каждой марки есть много цветов в фирменной палитре;
  • цвет поверхности не меняется даже при длительном воздействии солнечных лучей.

Особенности технологии

Холодное цинкование металла — способ нанесения цинкосодержащего состава на материал. Качество регламентирует ГОСТ 9.305-84. В нем указаны требования к составам и характеристикам поверхностей. Оцинкование холодным методом проводят на любых металлических деталях, кроме стальных конструкций высокого качества и сплавов, содержащих магний.

  1. Удаляются загрязнения разного вида, остатки окислений и солей, а также участки разрушения металла.
  2. Проводится обработка поверхности путем шлифования абразивом крупной фракции, песком под давлением. В результате снимают слой металла, подвергшийся воздействию коррозии, тем самым получая покрытие нужной шероховатости.
  3. При ручной чистке с металла удаляют остатки заусенцев с острых кромок.
  4. Стружку сдувают струей сжатого воздуха.

Детали не должны иметь жировых пятен. Они удаляются растворителем и бензином. ГОСТ регламентирует следующее:

  • количество и размеры пылевых частиц на металле;
  • при люминесцентной проверке поверхности выявляется уровень обезжиривания;
  • шероховатость проверяют профилометрами и компараторами.

После проверки уровня качества поверхности на нее наносят состав, содержащий цинк. При обработке необходимо обращать внимание на рекомендации производителя, который указывает на температуру окружающей среды. При этом температура поверхности должна быть на 3°С выше, чем выявленная точка росы. Если мастер не будет соблюдать данное требование, при нанесении состава уровень адгезии будет низкий. Чтобы определить точку росы применяют гигрометры и психометрические таблицы.

Цинкосодержащую краску наносят в несколько слоев. При этом необходимо выждать время, чтобы высох первый слой. Состав накладывают равномерно. Для этого применяют краскопульты или безвоздушный метод. При помощи кистей или валиков производят покрытие на небольших участках. Толщину слоя цинкового состава рекомендуется проверять специальными приборами. Также необходимо проводить осмотр поверхности после оцинкования на наличие дефектов и брака покрытия.

Подготовка металла (Фото: Instagram / max_gor_)

Нанесение цинка для защиты от коррозии выполняют следующими способами:

  1. Горячий. При этом получаются поверхности высокого качества. Процедуру выполняют в расплаве цинка, а при очистке металла применяют сильные реагенты. Отличается высокой экологической опасностью. Заготовку очищают от загрязнений, обезжиривают и опускают в ванну с жидким цинком. Затем деталь продувают сжатым воздухом. При этом удаляется излишек цинка и просушивается покрытие. Недостатком считают ограничение размеров заготовок.
  2. Холодное цинкование. Можно проводить в домашних условиях, без применения дополнительного оборудования. На деталь наносят цинкосодержащий состав, при этом используют валики, кисточки и пневматический инструмент. Недостатком считается низкая устойчивость покрытия к повреждениям.
  3. Гальваническое нанесение. При помощи данного способа получают слой необходимой толщины, с высоким качеством и устойчивостью к разрушению. Электрическое воздействие позволяет получить молекулярные связи металла на высоком уровне. Перед обработкой необходимо удалить с поверхности все загрязнения. Недостатком считают высокую себестоимость процесса, а также экологическую опасность электролита.
  4. Термодиффузионный способ нанесения. Деталь и цинкосодержащий состав помещают в герметичный контейнер при высокой температуре до 2600°С. В таких условиях частицы цинка переходят в газообразное состояние и проникают в поверхностный слой детали. При этом получают покрытие до 15 мкм. Недостатком считается низкая производительность, отсутствие блеска на покрытии, а также неоднородность толщины покрытия.
  5. Газотермический метод. При этом процессе цинк напыляется на металлическую заготовку в составе газовой смеси. Данный способ применяют для больших деталей. Покрытие отличается высокой прочностью.

После проверки уровня качества поверхности на нее наносят состав, содержащий цинк. При обработке необходимо обращать внимание на рекомендации производителя, который указывает на температуру окружающей среды. При этом температура поверхности должна быть на 3°С выше, чем выявленная точка росы. Если мастер не будет соблюдать данное требование, при нанесении состава уровень адгезии будет низкий. Чтобы определить точку росы применяют гигрометры и психометрические таблицы.

Подготовительные действия

Чтобы оцинкованный слой имел хорошую адгезию с обрабатываемой поверхностью, на ней не должно быть масляных и жирных пятен. При наличии последних их удаление производится перед холодным цинкованием с помощью растворителей углеводородной группы.

ГОСТ оговаривает такие требования к подготовке поверхности:

  • Количество и размеры пылинок, оставшихся на поверхности, должны соответствовать стандарту ISO 8502−3.
  • Уровень обезжиривания поверхности, проверяющийся люминесцентной методикой, должен соответствовать ГОСТ 12 .2.052.
  • Шероховатость, проверяемая профилометром или компаратором, должна отвечать стандарту ISO 8503−1.


Покрытие «Гальванолом» сохраняет защитные свойства, взаимодействуя с парами этилового спирта, пресной и морской водой, растворами солей. Этот состав обеспечивает двойную защиту от коррозии — катодную (активную) и барьерную (пассивную).

Холодное цинкование своими руками

Низкая стоимость составов, а также простота технологии холодного цинкования привели к тому, что данный метод часто используют домашние мастера для антикоррозийной защиты различных элементов. В строительных магазинах имеется широкий выбор красок самого разного качества.

По соотношению цены и качества «Гальванол» занимает лидирующие позиции. Опытные специалисты рекомендуют его как надежный и недорогой состав для холодного цинкования.


Средняя стоимость 1 кг – 380–430 рублей.

Технология нанесения

Адгезика ® Цинк обладает отличными технологическими свойствами, поставляется в удобной для работы таре и готовом к применению виде. Наносится в базовых и полевых условиях при температурах от -15 до +50 °С и влажности 30-98%. Подготовка стальной поверхности перед нанесением покрытия: пескоструйная очистка до степени 1-2 по ГОСТ 9.402–80 или степени Sa2,5 –Sa2 по Шведскому стандарту. Допускается нанесение на влажную, но не мокрую поверхность. При ухудшении качества подготовки поверхности срок службы покрытия заметно снижается. Перед употребление краска тщательно перемешивается до полного удаления осадка на дне тары. Во время нанесения краску необходимо периодически перемешивать для предотвращения осаждения порошка цинка. Способы нанесения: распыление пневматическое и безвоздушное, кисть, валик, окунание. Для промывки окрасочного оборудования используются растворители: уайт-спирит, бутилацетат, Р-189. Сушка – естественная. Время высыхания до степени 3 по ГОСТ 19007-73 не более 3 часов; время выдержки до начала эксплуатации – 7 суток.

Адгезика ® Цинк обладает отличными технологическими свойствами, поставляется в удобной для работы таре и готовом к применению виде. Наносится в базовых и полевых условиях при температурах от -15 до +50 °С и влажности 30-98%. Подготовка стальной поверхности перед нанесением покрытия: пескоструйная очистка до степени 1-2 по ГОСТ 9.402–80 или степени Sa2,5 –Sa2 по Шведскому стандарту. Допускается нанесение на влажную, но не мокрую поверхность. При ухудшении качества подготовки поверхности срок службы покрытия заметно снижается. Перед употребление краска тщательно перемешивается до полного удаления осадка на дне тары. Во время нанесения краску необходимо периодически перемешивать для предотвращения осаждения порошка цинка. Способы нанесения: распыление пневматическое и безвоздушное, кисть, валик, окунание. Для промывки окрасочного оборудования используются растворители: уайт-спирит, бутилацетат, Р-189. Сушка – естественная. Время высыхания до степени 3 по ГОСТ 19007-73 не более 3 часов; время выдержки до начала эксплуатации – 7 суток.

Покраска автомобиля: Краски, богатые цинком

Эти краски представляют собой металл (цинк), растворенный в связке в следующем соотношении: 95 % порошка цинка и 5 % связки. В результате сушки и затвердевания эти краски образуют пленку, сцепленную с металлом деталей и обеспечивающую его защиту. Покрытые цинковой краской поверхности могут соединяться точечной сваркой или сваркой сопротивлением. Их рекомендуют наносить перед точечной сваркой на края, подвергающиеся стыковке, а также после автогенной или смешанной сварки для защиты обратной стороны сварных швов и любых других внутренних полостей кузова, которые подвергаются нагреву и, как следствие, окислению. Эти краски также рекомендуют и в том случае, когда не производится сварка: ею покрывают контактные поверхности шарниров, замков, мест соединений листового металла с помощью болтов. Как и в случае применения других красок, покрываемые поверхности должны быть технически чистыми. Краски наносятся кисточкой, время сушки – приблизительно 30 мин.

После нанесения краски инструменты пропитываются краской и, если ничего не предпринимать, то краска засохнет и, затвердев, закупорит очень тонкие каналы в краскораспылителе или покроет пленкой волоски кисточки, что сделает инструменты в дальнейшем непригодными к употреблению. Поэтому по окончании покраски или при длительном перерыве необходимо промывать использованные инструменты в разбавителе до полного удаления следов краски. Что касается кистей, то их можно дополнительно промыть в водяном растворе моющего средства.

Лакокрасочные материалы можно наносить следующими способами:

– методом погружения; окрашиваемый кузов погружается в ванну с краской. Этот способ применяют на автомобильных заводах при поточном способе производства для нанесения подслоев или специальных красок, особенно для защиты деталей, образующих внутреннюю полость. Краска проникает внутрь через отверстия, а затем капает при извлечении из ванны. При ремонте этот способ не применяется;

– щеткой (кистью); краску наносят тонким слоем с помощью кисточки, пропитанной краской. Кисть одновременно прижимают и перемещают возвратно-поступательно по окрашиваемой поверхности. При кузовных работах покраску кистью следует применять лишь для легкой подкраски, для участков, недоступных для окраски пульверизатором, и для нанесения специальных красок, например, на основе цинка;

– с помощью краскораспылителя; воздушным потоком краска разделяется на бесконечное число мельчайших капелек, которые выбрасываются на окрашиваемую поверхность и осаждаются на ней;

– электроосаждением. Этот метод рассматривать нет смысла, так как большинство станций, которые осуществляют ремонт кузовов, не располагают для этого вида окраски необходимым оборудованием.

Способ нанесения лакокрасочного материала зависит от природы пленкообразующего, на основе которого он изготовлен, от растворителя (разбавителя), входящего в его состав, а также от объема окрасочных работ. На автозаводах из-за большого объема покрасочных работ и необходимости надежной воспроизводимости режимов большинство работ по нанесению лакокрасочных материалов автоматизировано.

Первый слой грунтовки (водоразбавляемой) на кузова легковых автомобилей наносят методом электроосаждения, второй слой – методом электростатического или пневматического распыления с помощью установок, работающих в автоматическом режиме. Эмаль также наносят методом автоматического пневмораспыления. И только труднодоступные места, для прокраски которых роботы должны иметь очень сложную конструкцию, подкрашивают пневматическим распылением вручную. Мелкие детали автомобиля окрашивают окунанием либо струйным обливом.

При проведении ремонтных работ обычно используют пневмораспыление – для окраски поверхностей, к которым предъявляются высокие требования по декоративности; кистевую окраску – для всех остальных поверхностей.

Наиболее распространенный способ при ремонте лакокрасочных покрытий автомобилей – пневматическое распыление. Сущность способа заключается в дроблении лакокрасочного материала струей сжатого воздуха до частиц размером 10–60 мкм. Частицы аэрозоля переносятся струей сжатого воздуха к поверхности окрашиваемой детали, прилипают к ней и растекаются. Пневматическое распыление позволяет наносить почти все виды лакокрасочных материалов, окрашивать изделия сложной конфигурации и получать покрытия с хорошим декоративным видом.

Для пневмораспыления краску разводят до вязкости 17–30 с по ВЗ-4 и распыляют при давлении сжатого воздуха.

Промышленность поставляет краскораспылители различных марок: КР-10, КР-20, КРУ-1, ЗИЛ, СО-71, 0–45, КРВ, КРП-3, КРМ и др. В ручном режиме они обеспечивают производительность при окраске 100–200 м2/ч.

Главный узел пневматического краскораспылителя — распылительная головка.

В зависимости от конструкции корпуса, размеров отверстий для воздуха и краски в распылительной головке и их соотношения, краскораспылители могут быть разного давления – среднего и низкого.

Красконаливной стакан может быть расположен вверху или внизу краскораспылителя. При больших объемах работ, когда краску подают из красконагнетательного бака, используются краскораспылители без красконаливного стакана.

Надо отметить, что краскораспылитель требует очень аккуратного обращения и тщательной промывки от краски после окончания работы. Мыть и очищать краскораспылители от остатков лакокрасочных материалов надо в следующей последовательности:

– освободить держатель крышки бачка и отвинтить на 2–3 оборота кольцо, крепящее сопло (головку краскораспылителя). Прикрыть сопло кусочком ткани и, придерживая ее, нажать на спусковой крючок, при этом краска полнее выдавливается из краскораспылителя;

– удалить краску из бачка и вымыть его, затем налить в него немного растворителя. Подтянуть кольцо, крепящее сопло, и нажать на спусковой крючок, удерживая его в таком положении до полного распыления растворителя;

– снять воздушное сопло и очистить его. Для этого сопло погружают в небольшой сосуд с растворителем, а затем моют и продувают сжатым воздухом. При закупорке краской одного из проходных каналов для воздуха сопло необходимо выдержать в растворителе до размягчения краски, после чего прочистить каналы заточенным деревянным стержнем. Применение для этой цели проволоки или других металлических предметов недопустимо;

– очистить корпус краскораспылителя кисточкой, пропитанной растворителем, или протереть кусочком ткани.

Нельзя опускать весь краскораспылитель в растворитель, так как при этом будет смыто масло, которым смазан краскораспылитель, и могут разрушиться прокладки и сальники.

Перед подачей в краскораспылитель сжатый воздух нужно очистить от влаги, масла и других примесей, пропуская через специальные фильтры. Кроме того, для уменьшения колебаний давления сжатого воздуха в установках с короткой воздушной магистралью рекомендуется устанавливать ресивер (промежуточную емкость большего объема).

Некоторое время тому назад спросом пользовался окрасочный агрегат СО-74, состоящий из компрессора и пистолета. Сегодня в автомагазинах можно найти окрасочные агрегаты на любой вкус и любой производительности.

При небольшом объеме работ по окрашиванию кузовов автомобилей достаточно и простого приспособления, вроде агрегата «Ореол-5М». Он предназначен для распыления лакокрасочных материалов при малых объемах работ, время окраски 1 м2 поверхности составляет до 1,5 мин.

Агрегат прост в эксплуатации. При нажатии на пусковую кнопку электрический ток поступает на катушку дросселя, которая приводит в действие насос. Насос засасывает жидкость из бачка и распыляет через сопло. Выход краски регулируют ручкой подачи. При ее повороте против часовой стрелки скорость подачи краски увеличивается.

Расстояние до окрашиваемой поверхности в зависимости от факела распыления составляет 20–35 см. При окраске распылитель рекомендуется держать по возможности вертикально.

Мощность этого приспособления небольшая, продолжительность непрерывной работы составляет 6 мин. После этого необходимо сделать перерыв на 3 мин. После десяти циклов перерыв необходимо сделать не менее чем на полчаса.

Если во время покраски необходимо сменить цвет краски, поступают следующим образом. Отвинчивают бачок, погружают всасывающую трубку в сосуд с растворителем и включают агрегат на распыление до выхода чистого растворителя. Кроме того, кисточкой обрабатывают растворителем всасывающий фильтр, всасывающую трубку и сопло, чистят и промывают бачок.

Если засорилось отверстие сопла или засорился клапан, вынимать насос не надо, достаточно отвинтить сопло, промыть клапан и очистить его и расположенные за ним пружину и шарик.

В конце работы краскораспылитель разбирают, промывают детали от остатков лакокрасочных материалов, а металлические детали насоса вытирают насухо и смазывают машинным маслом.

Промывку агрегата после окончания работы надо проводить всегда. Если краскораспылитель не будет промыт, то оставшиеся в нем лакокрасочные материалы высохнут, что приведет к заклиниванию плунжера насоса, и при включении краскораспылителя в сеть катушка дросселя сгорит.

Несколько снижает возможности по окраске то обстоятельство, что применять краскораспылитель «Ореол-5М» для нанесения водных красок нельзя, так как это вызывает коррозию деталей насоса.

Некоторые лакокрасочные материалы, например, нитроэмали и отдельные виды грунтовок, поступают в продажу не только в жидком виде, но и в аэрозольной упаковке. Аэрозольная упаковка выполняет две функции: является емкостью для хранения лакокрасочного материала и одновременно аппаратом для его распыления. Лакокрасочный материал в аэрозольном баллоне смешан с распыляющим веществом (пропеллентом) – сжиженным или сжатым газом. Пропеллент служит для подачи лакокрасочного материала к соплу и его распыления.

В верхнюю часть баллона вмонтировано распыляющее устройство, состоящее из клапана шарикового типа, пружины и стержня с пусковой головкой. Для облегчения перемешивания эмали перед употреблением внутрь баллона помещены металлические, керамические или стеклянные шарики.

Аэрозольные баллоны выпускаются емкостью от 150 мл до 1 л. Окрашивание можно проводить при температуре не ниже 15 °C с расстояния 25–35 см до окрашиваемой поверхности. Диаметр отпечатка факела составляет 30–60 мм.

При температуре воздуха ниже 20 °C перед использованием рекомендуется подогреть баллон в теплой воде до 20–25 °C.

Во всех случаях содержимое баллона перед употреблением необходимо хорошо перемешать, для чего баллон встряхивают до тех пор, пока не будет явственно слышен стук шариков внутри баллона.

Чтобы сохранить герметичность баллона, рекомендуется в конце работы баллон перевернуть и нажать распылительную головку на 2–3 с.

Нагревать баллон до температуры выше 50 °C ни в коем случае нельзя.

Техника окрашивания краскораспылителем. При нанесении грунтовки или эмали методом пневмораспыления краскораспылитель нужно перемещать строго параллельно окрашиваемой поверхности на расстоянии 25–30 см от нее. Оптимальное расстояние от краскораспылителя до окрашиваемой поверхности играет очень важную роль. Если его чрезмерно увеличить, то часть краски не будет попадать на окрашиваемую поверхность, в результате чего увеличатся потери краски, снизится производительность труда, а покрытие получится матовым. Если краскораспылитель держать ближе 25 см, краска будет сбиваться струей, и на поверхности будут образовываться морщины и подтеки от ее излишков.

Форма факела краски рекомендуется овальная, размер овала – 30 см. Скорость перемещения краскораспылителя 30–40 см/с.

При слишком быстром движении краска ложится в недостаточном количестве и не закрывает подложку, при слишком медленном – поверхность перенасыщается краской, и краска стекает, образуя потеки.

Угол колебания краскораспылителя в горизонтальной и вертикальной плоскостях относительно перпендикуляра к окрашиваемой поверхности не должен превышать 5–10°. Если он будет больше, материал ляжет неравномерным слоем, могут возникнуть и другие дефекты окраски.

Краску нужно наносить параллельными полосами, перекрывая их края на 40–60 мм, чтобы захватить слабоокрашенные места покрытия.

Для обеспечения равномерности окраски первый слой лучше наносить горизонтальными полосами, а второй – вертикальными. Заканчивая полосу, нельзя оттягивать краскораспылитель от поверхности или делать поворот кистью руки, отводя факел краски в сторону, такой маневр приводит к неравномерности покрытий.

Весьма существенный момент в работе краскораспылителя – правильное (оптимальное) соотношение расхода воздуха и краски. При недостатке воздуха распыление краски идет ненормально – из краскораспылителя выбрасываются крупные брызги. А при недостатке краски получаются толчки и пульсирующая прерывающаяся струя, не обеспечивающая плотность покрытия.

Всегда перед началом работы с краскораспылителем необходимо проверить плотность соединения шлангов для воздуха, отрегулировать работу краскораспылителя, форму факела и проверить качество распыления на листе фанеры или картона.

Недопустимо для ускорения работы уменьшать число слоев краски за счет увеличения их толщины. Подобная «рационализация» ведет к снижению механических показателей покрытия, образованию морщин и подтеков. Устранение указанных дефектов потребует значительно больших затрат времени и материалов, чем было получено «экономией».

Обычно близлежащие поверхности, не подлежащие окраске, закрывают от попадания на них лакокрасочного материала трафаретами. После окраски снимать их сразу же нельзя, необходимо дать эмали подсохнуть на воздухе 10–15 мин, а затем очень аккуратно снять оклейку и приступить к горячей сушке поверхностей. Если липкую ленту не снять, она может «поплыть» при нагреве и оставить на эмали след.

Если эмаль или грунтовка в виде тонкой пыли все-таки попала на не подлежащие окраске участки кузова, их следует удалить ветошью, смоченной растворителем, сразу же после окраски и до горячей сушки.

Кистью красят чаще всего при нанесении медленно высыхающих лакокрасочных материалов – масляных, битумных и т. п. Преимущество окраски кистью заключается в простоте, возможности окраски сложных изделий и хорошей адгезии материала к подложке вследствие втирания его в поры и неровности подложки при растушевке.

Однако применение этого метода при восстановлении лакокрасочных покрытий автомобиля ограничено. Кистями можно окрашивать отдельные внутренние поверхности, двигатель, шасси, грунтовать внутреннюю поверхность крыльев, днище и другие детали и узлы, к внешнему виду которых не предъявляются высокие требования.

Ограничено применение кистей и по другой причине. Например, быстросохнущие эмали (нитроцеллюлозные) наносить кистями трудно. Ими можно подкрашивать только небольшие участки при ремонте: кромки деталей и отдельные царапины.

Для ремонтной окраски автомобиля из выпускаемых промышленностью кистей наиболее пригодны так называемые «ручники». Это небольшие круглые или плоские кисти, предназначенные для работы одной рукой. Для подкраски тонких кромок и отдельных царапин удобно применять филеночные кисти. Эти кисти имеют небольшой размер и мягкий волос.

В некоторых случаях кисти перед работой надо подготовить. В частности, у новых кистей из натуральной щетины или натурального волоса перед первым использованием желательно обжечь выступающие из общего пучка ворсинки, а затем зачистить обожженные концы шлифовальной шкуркой.

Вязкость красок при нанесении кистью должна быть в пределах 70–100 с по ВЗ-4.

Чтобы получить качественные покрытия при окраске кистью, необходимо строго соблюдать следующие правила.

Кисть в краску нужно погружать примерно на третью часть длины щетины. Излишек краски с кисти отжимают о край емкости с лакокрасочным материалом.

Когда кистью наносят медленно высыхающие лакокрасочные материалы (например, грунты ГФ-021 и ФЛ-ОЗК, антикоррозионные мастики), их нужно наносить сначала широкими параллельными полосами, а затем растушевывать, одновременно втирая краску в поры подложки.

Порядок растушевывания таков. Его ведут сначала продольными полосами, затем перпендикулярными к ним. Растушевывание надо делать до тех пор, пока краска равномерно не распределится по окрашиваемому участку поверхности.

Кисть при окраске надо постоянно держать под одним и тем же углом к окрашиваемой поверхности (примерно 50–60°). Если в процессе работы наклон кисти меняется, покрытие получится не одинаковым по толщине.

Необходимо следить и не допускать высыхания лакокрасочных материалов на кисти.

По окончании работы кисти необходимо тщательно вымыть сначала растворителем, а затем теплой водой с мылом.

Нитроэмали при нанесении кистью лучше разводить растворителями № 649 или 650, так как они имеют более низкую летучесть. Как правило, нитроэмали не растушевывают.

При проведении ремонтных работ обычно используют пневмораспыление – для окраски поверхностей, к которым предъявляются высокие требования по декоративности; кистевую окраску – для всех остальных поверхностей.

Основные способы оцинковки

Защитное цинковое покрытие наносится двумя основными способами.

  1. Горячий. Это заводской метод, когда кузов автомобиля, после очистки кислотами и нанесения флюса, окунают в ванну с расплавленным цинком. Он дорог и сложен, поэтому применяется далеко не всеми автопроизводителями, даже с мировым именем. Такое покрытие наиболее прочное и устойчивое к механическим воздействиям. Им обладают машины брендов Porsche, Volvo с 1975 года, Chevrolet Lachetti, некоторые модели Ford и Opel, а также ВАЗ 2110 (опционально).
  2. Холодный. В свою очередь, он делится на гальванический и механический. Гальваника – это тоже достаточно надежно, но полностью кузов этим способом цинкуется только на заводах, поскольку связан с применением больших объемов агрессивных веществ – щелочей, кислот, аммиака. Им пользуются производители марок Mercedes, Skoda, Volkswagen, Toyota, Reno Logan. На ограниченных площадях его можно применять и для самостоятельной оцинковки. Механические способы нанесения защитного покрытия (покраска составами, содержащими цинк) наименее надежны, но они просты и дешевы.


Отечественный защитный состав «Гальванол» содержит до 96 процентов чистой цинковой пудры. Его можно наносить кистью, валиком, обмакивать деталь полностью или использовать как наполнитель краскопульта.

Горячее цинкование

Считается одним из наиболее эффективных методов оцинковки. Нанесённый таким способом цинк держится намного дольше, защищая металлические детали максимально продолжительное время. Среди основных недостатков этого способа можно выделить экологическую составляющую – использование химического метода нанесения слоя цинка способствует загрязнению окружающей среды. Метод горячего цинкования предполагает использование следующей технологической цепочки:

  • на подготовительном этапе металлические поверхности, подвергающиеся оцинковке, обезжириваются, после чего производится их травление кислотой;
  • после такой обработки деталь промывается в воде и тщательно высушивается;
  • затем изделие помещают в ёмкость, наполненную расплавленным цинком.

Кроме вреда для окружающей среды, горячая оцинковка другими недостатками:

  • для такой обработки требуется использование дорогостоящего спецоборудования;
  • существуют ограничения и на габариты обрабатываемых деталей (весь кузов автомобиля обработать не удастся).
  • для такой обработки требуется использование дорогостоящего спецоборудования;
  • существуют ограничения и на габариты обрабатываемых деталей (весь кузов автомобиля обработать не удастся).

Польза оцинковки корпуса автомобиля

Цинкование кузова своими руками осуществляется с целью защиты его от ржавчины и воздействия химических соединений, которых на дороге в избытке. Проще единожды осуществить эту операцию, чем все время латать корпус.

Производители машин данную процедуру проводят, как правило, лишь с низом корпуса (чаще только днище), как с самым уязвимым местом. Наносится анодная защита — металл с меньшим электрохимическим потенциалом, в сравнении с главным металлом корпуса.

Цинк наиболее популярен благодаря своей дешевизне и хорошим химико-физическим свойствам.


Сегодня есть 3 основных вида оцинковки:

Читайте также:  Чем залить трещины в асфальте – ОДМ 218.3.036-2020 Рекомендации по технологии санации трещин и швов в эксплуатируемых дорожных покрытиях, ОДМ от 23 октября 2020 года №218.3.036-2020
Добавить комментарий